Ультразвуковая дефектоскопия рельсов и железнодорожных путей
Дефектоскопия рельсов
Дефектоскопия рельсов: общие сведения
При непрерывной эксплуатации железнодорожных путей верхнее строение пути приходит в негодность. Рельсы в пути постоянно работают на сопротивление силам, возникающим от движущихся колес поездов и на температурные напряжения. В результате рельсы подвергаются излому.
В данном случае специалисты полагаются на дефектоскопию рельсов с помощью специальной техники, так как визуально определить в каком месте рельса появился дефект, невозможно. Последствием излома рельса в большинстве случаев является сход подвижного состава. И хуже всего, если им окажется, например, цистерна с опасным грузом.
Ультразвуковая дефектоскопия рельсов
Единственный способ, позволяющий выявить дефект в рельсе на ранней стадии и предупредить его излом, является ультразвуковая дефектоскопия рельсов.
Сейчас существуют методы неразрушающего контроля, позволяющие обнаруживать дефекты в металлических изделиях используя импульсы ультразвуковых колебаний, один из них регулярно используется на ЖД транспорте и называется ультразвуковая дефектоскопия. С её помощью можно достоверно и быстро выявить скрытые дефекты, не повреждая и не разрушая исследуемый объект.
Железнодорожная дефектоскопия нужна при использовании старогодных рельсов и стрелочных переводов. Она позволяет отбраковать дефектные рельсы, а дефектоскопия стрелочного перевода поможет подобрать по-настоящему качественный старогодный стрелочный перевод, еще до укладки в путь, экономя ресурсы предприятия.
Преимущества дефектоскопии
Главными преимуществами данного метода являются:
- отсутствие повреждений и нарушений целостности на исследуемом образце;
- высокая достоверность при низкой цене;
- возможность исследования в любое время года.
Как известно, ультразвуковая дефектоскопия - это надежный способ обнаружения даже минимальных дефектов в самых разных металлических изделиях. Ультразвуковая дефектоскопия пути еще используется для контроля:
- элементов стрелочных переводов;
- сварных стыков на рельсах.
Контроль состояния рельсов и металлических элементов стрелочных переводов при помощи ультразвуковой дефектоскопии
Ультразвуковое исследование возможно проводить в любое время года, оно не разрушает и не повреждает исследуемый образец, что является его главным преимуществом. Так же можно выделить достоверность исследования при низкой стоимости.
При визуальном методе контроля при всем желании можно выявить лишь наружные дефекты (сколы, выбоины, трещины, вмятины, коррозийные повреждения и пр.). Но известно, что в рельсах постоянно идёт развитие дефектов 1-й, 2-й и 5-й групп (так называемые, контактно-усталостные), обнаружить большую часть которых визуально невозможно, например, расположенные в местах болтовых соединений под стыковыми накладками.
Здесь на помощь приходит железнодорожная дефектоскопия стрелочных переводов и рельсов.
Ультразвуковая дефектоскопия, пока остается самым актуальным и часто единственно действенным способом предотвращения аварийных моментов на ЖД транспорте от излома рельсов, наступающего вследствие скрытых дефектов. Дефектоскопия железнодорожная также является надежным способом контроля над деталями стрелочных переводов и сварными стыками рельсов.
Прозвучивание рельса любого вида дает возможность выявлять на ранней стадии подавляющую часть опасных дефектов в районе головки, шейки и подошвы рельса, которые могут развиваться в нем со временем. В процессе контроля устанавливается код дефекта и его местоположение в рельсе.
Дефектоскопия рельсов осуществляется методом неразрушающего контроля и определяет:
- нарушения однородности структуры;
- однородность материала;
- места поражения коррозией;
- несоответствие начальному химическому составу;
- отклонения в размере и другие дефекты.
Дефекты рельсов и их выявление
Подробно о видах дефектов, причинах их появления и основных способах выявления, а также правила эксплуатации можно узнать в классификации дефектов рельсов НТД/ЦП-1-93.
У каждого дефекта существует свой код. По коду обнаруженного дефекта определяют меры по его устранению. Все дефекты можно разделить на 2 группы, дефектные (ДР) и остродефектные (ОДР):
- Дефектные рельсы – элементы верхнего подвижного пути, служебные свойства которых снизились, но еще обеспечивают безопасное движение поездов. Иногда уже необходимо вводить ограничение скорости движения составов и дополнительный контроль.
- Остродефектный рельс - рельс, представляющий прямую угрозу безопасному движению так как в любой момент, возможно, его разрушение под движущимся составом или даже сход колес с рельса. Если дефектоскопия показала подобную проблему, остродефектный рельс немедленно меняют на новый или старогодный рельс.
Рельсовая дефектоскопия железнодорожного подъездного пути является неотъемлемой частью путевых работ и ведения путевого хозяйства. Результаты дефектоскопной проверки рельсов дают возможность планировать работы в объемах текущего содержания пути и капитальные работы.
Особенно важно понимать это людям, ответственным за процесс перевозки опасных грузов. Экономия на данном виде работ ложна и себя не оправдывает.
Дефектоскопия пути
Ультразвуковая дефектоскопия ЖД пути
Истинная польза для предприятия от ультразвукового контроля (дефектоскопии) железнодорожного пути в том, что она помогает своевременно выявить опасные скрытые дефекты в рельсах. Они впоследствии могут привести к изломам рельсов и деталей стрелочных переводов и аварийному сходу подвижного состава.
Полученную дефектоскопическую информацию используют во время текущего содержания пути, а также для определения сроков и объема ремонта. А самое главное, с помощью ультразвуковой дефектоскопии можно планировать выделение финансовых средств для обслуживания путевого хозяйства, как на текущий, так и на следующий год.
Периодичность проведения рельсовой дефектоскопии
РОСТРАНСНАДЗОР требует - дефектоскопия подъездных железнодорожных путей должна проводиться:
- не реже 2-х раз в год на ЖД путях предприятий, занимающихся перевозками опасных грузов;
- минимум 1 раз в год на подъездных путях прочих организаций.
Проверки проводятся на основании следующих документов: согласно Приказа № 2ЦЗ МПС РФ от 25.02.1997 г., Закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. и Инструкции по текущему содержанию ЖД пути ЦП-774 от 01.07.2000 г.
Необходимость проведения дефектоскопии железнодорожных путей очевидна.
Затраты на проведение работ по дефектоскопии пути и предупреждение аварий на железной дороге незначительны и несоизмеримы с калькуляцией затрат собственника путей по ликвидации последствий схода.
Дефектоскопия железнодорожных путей в России
Компания ООО «Трудовой десант» более 7 лет выполняет дефектоскопию железнодорожных подъездных путей и дефектоскопию стрелочных переводов на всей территории России.
Мы имеем в наличии все необходимое для проведения железнодорожной дефектоскопии: собственную аттестованную лабораторию неразрушающего контроля, полностью укомплектованные дефектоскопные тележки и высококвалифицированный штат сотрудников с многолетним опытом работы.
Получить более подробную консультацию специалиста по рельсовой дефектоскопии, или заказать обследование пути, можно по телефону в Санкт-Петербурге 8 (812) 640-30-00.
Пусть путь к вашему успеху будет ровным!