Рихтовка пути - регулировка рельсошпальной решетки в плане
Рихтовкой пути называется устранение отступлений в плане, а именно - устранение углов в плане, которые влияют на плавность хода подвижного состава.
Необходимость проведения рихтовки определяется проведением промера пути. При значительных отступлениях места, требующие выправки, можно определить даже визуально.
- Летом рихтовка ЖД пути производится с помощью гидравлических или реечных рихтовщиков: на деревянных шпалах рихтовку возможно устранить путем перешивки пути.
- Зимой рихтовка железнодорожного пути не производится. В чрезвычайных ситуациях убрать угол в плане возможно с помощью укладки резины на отжим или на раскантовку.
В настоящее время появилась возможность использования в работах на жд путях более современных средств малой механизации. Например, блок подъемно-рихтовочный БПР, который одновременно выправляет путь в профиле, плане и по уровню. Высота подъема гидроцилиндров блока БПР до 800 мм за один проход устраняет временные затраты на перестановку домкратов, что особенно удобно при выполнении постановки пути на проектные отметки при новом строительстве.
Большое количество углов в плане приводят к плохому закреплению ЖД ветки. Особую опасность представляют углы в плане на бесстыковом пути. При увеличении температуры, углы увеличиваются и возможен выброс пути.
Место производство работ ограждается сигналами особой бдительности (свистками) и не требует остановки движения. При больших углах в плане возможно ограждение сигналами остановки.
Правила и технология выполнения работ по рихтовке железнодорожного пути подробно описаны в инструкции МПС РФ № ЦПТ-52 от 30.06.1997