Исправление пути на пучинах
Увеличение объема грунта (пучение) связано с расширением воды, находившейся в грунте перед замерзанием, а также поступившей из низлежащих талых слоев.
Постепенное нарастание количества ледяных включений в виде отдельных линз, прослоек и прожилок в грунте приводит к поднятию рельсового пути.
Процесс ледовыделения происходит не только у фронта промерзания, но и в приграничном слое промерзающего грунта.
Промерзающий грунт выше этого слоя поднимается за счет пучения грунта во вновь промерзающих нижележащих слоях. Распученный грунт становится переувлажненным, в связи с чем, при оттаивании его несущая способность резко снижается.
Морозное пучение характеризуют:
- Величиной. Величина пучения определяется по высоте поднятия поверхности балластного слоя (рельсошпальной решетки) по сравнению с ее предзимним положением. При наличии нескольких разнородных по составу и свойству грунтовых слоев эта величина равна сумме высот пучения всех слоев, слагающих зону сезонного промерзания.
- Интенсивностью. Отношение величины пучения каждого отдельного слоя к его толщине называют интенсивностью пучения.
Устранение пучин на железнодорожном пути достигается путем укладки регулировочных (пучинных) карточек.
Участок пути с пучиной нуждается в особом контроле и частых промерах. Летом в местах появления пучин необходимо производить вырезку балласта и укладку геотекстиля.